Горгий

Горгий
\
Горгий и риторика
\
    Горгий родился в Леонтинах, на Сицилии около 485-480 гг. до н.э. и прожил более века, оставаясь в прекрасной физической форме. Путешествуя по всей Греции, он снискал широкое признание. Его известное философское сочинение имеет заглавие, обратное названию работы Мелисса "О природе, или о небытии".
    Если Протагор двигается от релятивизма и на его основе развивает метод антилогии, то Горгий отталкивается от нигилизма и возводит на нем здание своей риторики. Трактат "О природе, или о небытии" - это своего рода манифест западного нигилизма, в основании которого три тезиса: 1) Не существует бытия, т.е. существует ничто. В самом деле, если философы формулировали бытие таким образом, что их заключения взаимно аннулировали друг друга, и если бытие "ни единое, ни многое, ни несотворенное, ни сотворенное", то стало быть, оно ничто. 2) Даже предположив, что бытие существует, его невозможно было бы познать. Горгий пытался поддеть принцип Парменида, ибо согласно последнему мышление - это всегда и только мышление о бытии, а небытие немыслимо. Среди мыслимого (как, например, бегущие по морю блики, призраки) есть и несуществующее (химеры), однако, и это мыслимо. Между мышлением и бытием, стало быть, есть разлом и зазор. 3) Даже предположив, что бытие мыслимо, мы не можем не признать, что оно невыразимо. Ведь слово не может передать подлинным образом то, что отлично от него. "То, что некто видит, как же может он передать в слове? И чем же это должно стать для него, кто слушает, не видя? Значит, как зрение не воспринимает звуки, так слух понимает звуки, а не краски и цвета; и уж ясно, что говорит тот, кто говорит, а цвет и опыт не говорят ничего".
    Разрушив самую возможность достижения абсолютной истины - "aletheia" {{$>>, - Горгий вступает на путь мнения - "doxa" {{$>>. Однако и эту дорогу он полагает более чем ненадежной. Он ищет третий путь, путь разума, ограничивающегося освещением фактов, обстоятельств, ситуаций жизни людей и города, и это "не наука, дающая определения и абсолютные правила, и не бродячий индивидуализм... Это анализ ситуаций, описание того, что надо и чего не надо делать... Горгий, таким образом, - один из первых представителей этики ситуаций. Обязанности зависят от момента, эпохи, социальной характеристики; один и тот же поступок и хорош, и плох, в зависимости от того, к чему он относится. Ясно, что это теоретическое сочинение, выполненное без метафизической базы и принципов, содержало в себе немало расхожих мнений; это объясняет странное соотношение нового и традиционного, характерное для Горгия" (M.Migliori).
    Вместе с тем вполне новой была его позиция в отношении риторики. Если нет абсолютной истины, и все ложно, слово завоевывает свою автономию, почти безграничную, коль скоро оно не связано с бытием. В своей онтологической независимости слово всеядно, открыто и готово ко всему. Теоретическое открытие Горгия и состоит в обнаружении слова как носителя убеждения, верования и внушения, невзирая на его истинность. Риторика это искусство убеждения, т.е. того, что использует возможности слова. Это искусство в Греции V столетия было подлинным "штурвалом в руках государственного деятеля" (W.Jaeger). Политика поэтому называли ритором, способным убеждать судей в трибуналах, советников в Совете, членов народного собрания, своих граждан в любом сообществе. Значимость риторики очевидна, как ясен для нас и небывалый успех Горгия.
    Горгий был первым философом, который искал теоретический смысл того, что мы сейчас называем эстетической ценностью слова и сущностью поэзии. "Поэзию в ее различных формах, - говорил он, - я называю неким размерным суждением, и тот, кто слушает, попадает в плен, дрожа от страха, сострадая, льет слезы, трепещет от горя, его душа страдает от действия слов, счастья и несчастья других делаются его собственными".
    Искусство, как и риторика, есть движение чувств, но в отличие от риторики, оно вне практических интересов. Более того, Горгий умеет объяснить, что такое поэтический обман, когда "обманывающий поступает лучше того, кто не обманывает, а обманутый - мудрее того, кто не обманут". Обманывающий, т.е. поэт - лучший, ибо наделен творческим даром поэтических видений, а обманутый выигрывает, ибо способен принять и этот обман и творение. И Платон, и Аристотель не прошли мимо этих мыслей: первый, чтобы отвергнуть ценность искусства, второй - чтобы открыть потенцию катарсиса, очищающего поэтическое чувство.

Западная философия от истоков до наших дней. - "Петрополис".. . 1994.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Горгий" в других словарях:

  • Горгий — (др. греч. Γοργίας; 483 до н. э.( 483), Леонтины, Сицилия  380 до н. э., Ларисса, Фессалия)  древнегреческий софист, крупнейший теоретик и учитель красноречия V века до н. э. Горгий родился в г. Леонтины.… …   Википедия

  • ГОРГИЙ — (Gorgias) из Леонтин в Сицилии (ок. 480 ок. 380 до н.э.) др. греч. философ, один из старших софистов. Согласно антич. биографической традиции, ученик Эмпедокла и основателей искусства красноречия Корака и Тисия. В отличие от др. софистов… …   Философская энциклопедия

  • ГОРГИЙ —     «ГОРГИЙ» (Γοργίας ἢ περὶ ῥητορικῆς, подзаголовок: «О риторике»), диалог Платона, посвященный определению риторического искусства, но рассматривающий также проблемы этики и политической теории. Написан в прямой драматической форме без… …   Античная философия

  • Горгий — я, муж.Отч.: Горгиевич, Горгиевна; разг. Горгич.Производные: Горга; Горя (Гора); Гоня.Происхождение: (От греч. gorgos грозный, страшный.)Именины: 18 июня Словарь личных имён. Горгий Принадлежащий Горгоне, греческому мифическому чудовищу… …   Словарь личных имен

  • Горгий — Горгий, Gorgias, из Леонтины, ок. 485 ок. 380 гг. до н. э., греческий писатель. Один из наиболее выдающихся софистов. Предположительно, ученик Эмпедокла. В 427 г. прибыл в Афины просить о помощи против Сиракуз. Его речи произвели огромное… …   Античные писатели

  • ГОРГИЙ — (483 375 до н. э.) Греческий софист из Леонтины, сторонник рабовладельческой демократии. Горгий выдвинул три тезиса: 1. Ничто не существует. 2. Если бы и существовало, то было бы непознано. 3. Если бы и было познано, то невыразимо …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

  • ГОРГИЙ — (483 375 до н. э.) Греческий софист из Леонтины, сторонник рабовладельческой демократии. Горгий выдвинул три тезиса: 1. Ничто не существует. 2. Если бы и существовало, то было бы непознано. 3. Если бы и было познано, то невыразимо …   Список древнегреческих имен

  • ГОРГИЙ — (ок. 480 ок. 380 до н. э.) древнегреческий софист. В сочинении О природе, или О несуществующем выдвинул 3 тезиса: ничего не существует; если бы нечто существовало, то было бы непознаваемо; если бы нечто было познаваемо, то познанное было бы… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Горгий — (483 375 гг. до н.э.) оратор и философ софист, основоположник риторики, учитель Антисфена и Исократа, из Леонтин (Сицилия) Ничто не существует; (…) если и существует, то оно не познаваемо (…); если оно и познаваемо, то (…) непередаваемо. Трагедия …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ГОРГИЙ —     ГОРГИЙ (Γοργίας) из Леонтин (в Сицилии; предположительно ок. 480 380 до н. э.), др. греч. философ софист и ритор. Вел жизнь странствующего учителя красноречия, жил в Ларисе (Фессалия). Древность знала его главным образом как «отца риторики»… …   Античная философия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»